Вы хотите
самостоятельно изучать азбуку Морзе. Низко
Вам кланяюсь и провожаю сочувственным
взглядом. Такие попытки обычно
заканчиваются неудачей и стойкой
неприязнью к «морзянке». Поэтому при ЛЮБОЙ
возможности следует найти группу
подготовки радиотелеграфистов. Может быть,
это покажется смешным, но лучше заниматься
вместе со школьниками на станции юных
техников, чем разбивать нос в одиночку.
Другой возможностью являются занятия в
самодеятельной группе под руководством
человека, уже знающего азбуку Морзе. В самом
крайнем случае, можно заниматься вдвоем и
без наставника. Но если Вы твердо решили
идти в атаку самостоятельно – я еще раз
низко кланяюсь. Читайте дальше.
Общие замечания
Данная методика
рассчитана на изучение азбуки Морзе с
помощью полной версии программы АДКМ-2000. Хочется сразу
обратить внимание на некоторые соглашения и правила,
которые должны соблюдаться.
1) Все тексты,
которые принимаются на слух или передаются,
называются радиограммами.
2) В радиограммах
используется метод ведения записи
радиограмм условными знаками-заменителями,
а не буквами или цифрами. Запись знаками-заменителями
позволяет полнее реализовать возможности
тех, у которых слабо развита скоропись.
Трудности в разучивании знаков-заменителей
преодолеваются легче, если сразу
устанавливается и рефлекторно
закрепляется прямая связь между звуковым
кодом и знаком-заменителем
3) Большую
помощь оказывает словесное выражение кода
Морзе (СВКМ). При этом
телеграфным ключом передается звуковой код
(буква или цифра), пропевается словесное
выражение кода ("песенка", как его
называют) и записывается знак-заменитель.
Очень важно правильно пропевать "песенку",
чтобы короткие сигналы пропевались быстро,
коротко, а длинные - протяжно. Только
усвоение правильного напева оберегает от
путаницы и ошибок при разучивании передачи
азбуки Морзе.
|
Примеры правильных напевов можно взять здесь (файл
napev.zip 140 кБ) |
3) Все радиограммы
записываются группами по 5 знаков, а в
строчке должно быть 5 групп. Рекомендуется
для изучения азбуки Морзе использовать
тетрадь в клетку, так как в ней удобнее
вести правильную запись радиограмм,
следить за ее правильным оформлением.
Каждый последующий за первым знак пишется в
следующей клеточке тетради. Таких знаков
должно быть пять, а после пятого знака
пропускается одна клетка в строчку, затем
начнется новая группа. Важно также отметить,
что если буква или цифра не принята на слух,
то ее место (клеточка) должно остаться
пустым, то есть в группе будет 4 знака и
пустая клетка. Смысл всего этого состоит в
том, что каждый знак имеет свое место. На
начальном этапе обучения пустая клетка
должна быть именно там, где пропущен знак (в
начале, середине, конце).
4) Перед
радиограммой передается предварительная
группа ЖЖЖ (знак-заменитель VVV) и "Знак внимания" ( -…-
обозначается знаком = «равно»). Это
предупреждает о том, что сейчас будет
передана радиограмма, т. е. принимающий ее
человек должен быть предельно внимательным
и настроиться должным образом на прием. В
конце радиограммы обычно передается "ар"
или "к", что означает конец радиограммы.
Разучивание
цифр
При разучивании
"морзянки" лучше начинать с цифр, так
как их меньше, чем букв. К тому же все цифры
состоят только из пяти сигналов и
последовательность коротких и длинных
сигналов в цифрах определенная: сначала
точки, а потом тире или наоборот. Поэтому
разучивание цифр проходит быстрее, чем букв.
После разучивания 10 цифр уже можно
заниматься приемом тренировочных текстов
на АДКМ-2000, наращивать скорость приема. И
уже с наращиванием скорости приема цифр
параллельно разучивать буквы.
Примерный план
занятий может быть таким:
№ занятия |
Разучиваемые цифры |
1 |
1 - 3 - 5 |
2 |
7 - 9 |
3 |
все нечетные цифры |
4 |
2 - 4 - 6 |
5 |
8 - 0 |
6 |
все четные цифры |
7 |
все цифры |
Конечно, усвоение
азбуки Морзе проходит у каждого по-разному.
Кому-то дается все легко и просто, кто-то
долго вникает в суть. Один может выучить все
цифры за 4-5 занятий, а другой - за 8-10 и более.
Четких границ в продолжительности
разучивания поставить нельзя. Поэтому
приведенная схема не должна выдерживаться
абсолютно точно. Форсировать обучение не
стоит, даже если все кажется очень простым.
Попытка одолеть азбуку Морзе «с наскока» за
одно занятие может сильно навредить в
дальнейшем. А вот если что-то не получается,
то лучше повторить занятие еще раз на
следующий день. Продолжительность занятия
от 40 минут на начальном этапе до 1,5 – 2 часов
в дальнейшем, корректируя по самочувствию и
желанию.
Занятие обычно
строится следующим образом:
1. Организация
рабочего места, подготовка аппаратуры.
2. Повторение
пройденного материала. Объем текста для
повторения около 10-15 групп.
3. Проверочная
работа. При этом АДКМ-2000 настраивается на
передачу радиограммы из изученных знаков
общим объемом 5 – 6 групп со скоростью 8 - 10
знаков в минуту.
Если эта работа
выполнена хотя бы на "удовлетворительно"
(не более 3-х ошибок), можно перейти к
следующему этапу занятия. Если же ошибок
больше, то необходимо вернуться к
повторению. Ошибки могут быть на сходно
звучащие знаки, поэтому здесь можно
включить в повторение профилактические
тексты с преобладанием этих двух или одного
знаков или тексты с исключением одного из
этих знаков.
4. Разучивание
новых знаков
При разучивании
новые знаки записываются в рабочей тетради.
Записывается только знак-заменитель,
словесное выражение кода Морзе графическое
изображение (точки и тире). Словесное
выражение записывается по слогам
маленькими и большими буквами:
ай – ДА
Маленькими буквами
обозначаются короткие сигналы, большими -
длинные сигналы. Затем с помощью АДКМ-2000
воспроизводится звучание кода и он
пропевается. Знак воспроизводится
несколько раз для того, чтобы уловить
соотношение звукового кода и напева. Затем
можно перейти к записи. Поем и пишем:
пропеваем звучащий знак и записываем знак-заменитель.
Здесь устанавливается связь между звуком,
напевом и заменителем. Для этого необходимо
повторять знаки несколько раз (около 10
групп).
5. Закрепление
нового материала
При занятии
группой здесь используется метод
поочередного пропевания. Учащиеся друг за
другом поочередно пропевают по одной
группе вслух, остальные - пропевают "про
себя", записывают и проверяют "солиста".
Объем передаваемой радиограммы должен быть
рассчитан так, чтобы каждый пропел по 2-4
группы. При таком методе очень хорошо видно
кто и как усваивает новые знаки и правильно
ли пропевает. Такая же методика
используется и для повторения пройденного
материала.
При индивидуальных
занятиях это один из самых трудных моментов,
так как контролировать самого себя
довольно сложно и можно делать ошибки, не
замечая их.
6. Проверочная
работа на новые знаки
Этот этап
проводится, если есть желание. Особого
внимания на это можно не обращать, но все-таки
немного видно результаты.
Разучивание
букв
Разучивание букв
начинается после освоения приема на слух
цифр. Занятия строятся таким же образом, что
и при разучивании цифр. Отличие состоит в
том, что вновь изученные буквы после
некоторого закрепления (около 10 групп)
принимаются вместе с прежде изученными. С
каждым занятием количество букв
увеличивается, следовательно,
увеличивается и объем контрольной работы.
Ниже приведена таблица, в которой
зафиксированы порядок разучивания букв и
объем контрольной работы для проверки
усвоения этих букв.
№ занятия |
Разучиваемые буквы |
Объем контрольной
работы (групп) |
1 |
А Ф
С Т |
5 |
2 |
Б К |
10 |
3 |
Е В |
10 |
4 |
П Н |
15 |
5 |
З Ы |
15 |
6 |
Х Г |
15 |
7 |
Щ Р |
15 |
8 |
М О |
20 |
9 |
Ь Й |
20 |
10 |
Ж Ц |
20 |
11 |
Д И |
25 |
12 |
Л У |
25 |
В конце занятия
можно сделать ученикам упражнение, которое
хорошо развивает слух и память: это прием
слов на слух без записи. Слова должны
состоять только из тех букв, которые уже
изучены. Это упражнение очень полезно. При разучивании букв могут
возникнуть те же проблемы, что и при
разучивании цифр: путаница сходно звучащих
знаков, неправильное пропевание и т. п.
Методы устранения их все те же:
профилактические тексты, может быть где-то
можно поменять напев, частое пропевание и т. д.
При индивидуальном
обучении здесь опять-таки возникает
проблема - принимать самим же собой
набранные слова смысла не имеет.
Особенности
первого приема с АДКМ-2000
После разучивания
цифр при условии их точного усвоения можно
начинать прием текстов с помощью
автоматического датчика кода Морзе (АДКМ-2000). На самом
первом занятии по приему с АДКМ-2000
рекомендуется ученику начать прием со
скоростью 20 знаков в минуту на паузе от 9 до 15. При
этом знаки
будут идти более растянуто, чем при обычной передаче рукой.
Сразу
прием на АДКМ-2000 может не получиться и на это
не стоит обращать особого внимания, при
постоянных тренировках удается добиться
положительного результата, причем за
непродолжительное время. Если для кого-то
трудно принимать скорость 20 зн/мин, можно
установить 15 или даже 10 знаков в минуту. Следует еще раз обратить
внимание на то, что это определяется
индивидуально, в зависимости от
способностей и характера. Объем
принимаемого текста определяется так: на
паузах 9, 7, 5 - 3 строчки тренировочного текста
и 2 строчки контрольного. Почему сразу 3
строчки, а не 2 или 1 для начала? Считается,
что сразу нужно понять что такое прием с
АДКМ-2000, привыкнуть к нему, а приняв только
одну строчку может показаться, что все
очень просто. Следует с самого начала привыкать к
длительным тренировкам, требующим внимания и сосредоточенности.
Объем приема на первом занятии
индивидуальный (от 10 до 25 строчек).
Примерный план занятий по изучению азбуки Морзе
|