|
Буквы и цифры
|
Словесное обозначение
|
Слоговое обозначение
|
Код Морзе
|
А
|
айда
|
ай-да
|
.-
|
Б
|
баки текут
|
бa-ки-те-кут
|
-...
|
В
|
видала
|
ви-да-ла
|
.--
|
Г
|
гаражи
|
га-ра-жи
|
--.
|
Д
|
домики
|
до-ми-ки
|
-..
|
Е
|
есть
|
есть
|
.
|
Ж
|
живите так
|
жи-ви-те-так
|
...-
|
З
|
закатики
|
за-ка-ти-ки
|
--..
|
И
|
иди
|
и-ди
|
..
|
Й
|
йесна пара
|
йес-на-па-ра
|
.---
|
К
|
как дела
|
как-де-ла
|
-.-
|
Л
|
лунатики
|
лу-на-ти-ки
|
.-..
|
М
|
мама
|
ма-ма
|
--
|
Н
|
номер
|
но-мер
|
-.
|
О
|
около
|
о-ко-ло
|
---
|
П
|
пила поет
|
пи-ла-по-ет
|
.--.
|
Р
|
решает
|
ре-ша-ет
|
.-.
|
С
|
синее
|
си-не-е
|
...
|
Т
|
так
|
так
|
-
|
У
|
унесла
|
у-не-сла
|
..-
|
Ф
|
филимончик
|
фи-ли-мон-чик
|
..-.
|
Х
|
химичите
|
хи-ми-чи-те
|
....
|
Ц
|
цапли наши
|
ца-пли-на-ши
|
-.-.
|
Ч
|
чаша тонет
|
ча-ша-то-нет
|
---.
|
Ш
|
шаровары
|
ша-ро-ва-ры
|
----
|
Щ
|
ща вам не ша
|
ща-вам-не-ша
|
--.-
|
Ь
|
то мягкий знак
|
то-мяг-кий-знак
|
-..-
|
Ы
|
ы не надо
|
ы-не-на-до
|
-.--
|
Э
|
элероники
|
э-ле-ро-ни-ки
|
..-..
|
Ю
|
юлиана
|
ю-ли-а-на
|
..--
|
Я
|
я мал, я мал
|
я-мал-я-мал
|
.-.-
|
Раздел (=)
|
разделите-ка
|
ра-зде-ли-те-ка
|
-...-
|
1
|
и только одна
|
и-то-лько-о-дна
|
.----
|
2
|
две не хорошо
|
две-не-хо-ро-шо
|
..---
|
3
|
три тебе мало
|
три-те-бе-ма-ло
|
...--
|
4
|
четверите-ка
|
че-тве-ри-те-ка
|
....-
|
5
|
пятилетие
|
пя-ти-ле-ти-е
|
.....
|
6
|
по шести бери
|
по-ше-сти-бе-ри
|
-....
|
7
|
да, да семери
|
да-да-се-ме-ри
|
--...
|
8
|
восьмого иди
|
во-сьмо-го-и-ди
|
---..
|
9
|
нона нонами
|
но-на-но-на-ми
|
----.
|
0
|
ноль то около
|
ноль-то-о-ко-ло
|
-----
|
СЛОВЕСНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КОДА МОРЗЕ
Е. ГРИГОРЬЕВ
В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на
слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает
новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода
Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).
Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет
добиться высокие результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например,
подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения,
и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники
этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после
двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.
Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других
учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.
В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений
войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами
обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки
зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие
наибольшее количество баллов (см. таблицу).
В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в
журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в
соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ),
сущность которой, напомним, заключается в следующем:
- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие
знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов
русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно
трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр,
мягкого, разделительного и т. п. знаков);
- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов
(точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;
- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а
все остальные слоги и слог ай - точке;
- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков
кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай),
т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от
того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги -
безударные.
Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью
системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода
Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила
построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над
слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными
слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух
комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и
записывается первая буква этого слова.
При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово,
обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует
телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит
до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.
Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов
построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов
- "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного
приема и передачи сигналов по этому коду.
РАДИО № 12, 1977 г, с.46
|
|