АДКМ-2000
  Главная АДКМ-2000 Профи FAQ Форум Скачать Ссылки Контакты  

Программное обеспечение для скоростной телеграфии
     

 

Фёдор Иванович Бурдейный.  "Изучайте телеграфную азбуку", 1957г.

Обучение слуховому радиоприёму, также, как и обучение передаче ключом, можно разделить на два основных этапа: первый этап - изучение знаков телеграфной азбуки, второй этап - наращивание скорости радиоприёма. Первый этап является этапом обучения и привития навыка в выполнении следующих элементов, которые составляют основу обучения слуховому радиоприёму:

- усвоении звучания знаков телеграфной азбуки и запоминании их значения;

- записи принимаемых знаков на лист бумаги.

 Основной задачей первого этапа является уверенный приём различных текстов со скоростью 30-40 знаков в минуту. Без выполнения этой задачи нельзя считать первый этап обучения законченным, следовательно, нельзя переходить к отработке задач второго этапа.

 Второй этап является этапом наращивания скорости слухового радиоприёма до 50-60 знаков в минуту и содержит отработку следующих основных элементов:

- периодическое наращивание и закрепление достигнутой скорости радиоприёма;

- привитие навыка в приёме на память, а также в длительном приёме.

Слуховой радиоприём представляет собой сложный комплекс действий, состоящий из восприятия на слух знаков азбуки Морзе и записи их на бумаге в виде букв и цифр. Постоянная закономерность точек, тире и интервалов сохраняется в следующем соотношении:

- тире в три раза больше точки;

- интервал между точками и тире равен точке;

- интервал между знаками в слове равен тире;

- интервал между словами равен двум тире.

Размерность точек, тире и интервалов между ними, а также интервалов между знаками и словами непостоянна и может изменяться с изменением скорости передачи текста. С уменьшением общей скорости передачи текста продолжительность по времени звучания указанных элементов текста и знака увеличивается. Однако относительные размеры всех указанных элементов текста и знака при самых различных скоростях передачи текста должны строго сохраняться, в противном случае приём будет затруднён или просто невозможен.

 Способность к восприятию, запоминанию и воспроизведению знаков не является прирождённой, а развивается в процессе обучения и на практической работе. Наращивание скорости слухового приёма невозможно без совершенствования навыков письма, поэтому необходимо добиваться чёткости и быстроты написания букв и цифр с таким расчётом, чтобы скорость письма значительно опережала достигнутую обучающимся скорость приёма.

 Изучение знаков рекомендуется производить в следующем порядке:

 - первая группа - А, Ф, Г, С, Т;

 - вторая группа - О, Б, З, Д, У;

 - третья группа - К, Р, П, Е, М;

 - четвёртая группа - Ц, Щ, Й, Н, Ь;

 - пятая группа - Э, И, Ж, Ю, Ш, Л;

 - шестая группа - В, Ы, Я, Х, Ч, Ц;

 - седьмая  группа - 1, 3, 5, 7, 9;

 - восьмая группа - 2, 4, 6, 8, 0;

 - девятая группа - знаки препинания;

 Возможны и другие варианты распределения азбуки, но во всех случаях необходимо исходить из общего требования: не изучать одновременно сходно звучащие знаки. Вначале прочно осваивается один знак сходной по звучанию пары, затем приступают к изучению другого с тем, чтобы сходно звучащие знаки не встречались в одном упражнении, пока один из них не освоен при скорости передачи текста 40 знаков в минуту.

 Это требование исходит из физиологических особенностей восприятия звуковых комбинаций: сходные по звучанию комбинации при одновременном их заучивании, усваиваются дольше, чем при раздельном изучении.

 Вначале изучения азбуки интервалы между знаками делаются большими (общая скорость передачи текста 25-30 знаков в минуту, можно увеличить паузу с 3 до 9 и даже до 15 - АДКМ-2000 это позволяет. Прим. О. Антонов), а затем они постепенно сокращаются, чем достигается увеличение общей скорости передачи текста.

 Вначале каждый знак изучается в отдельности, затем из 5-6 знаков составляется текст и дальнейшее изучение знаков производится по тексту, составленному из изучаемых и ранее изученных знаков.

 Каждую букву обучающийся должен писать только после того, как он полностью прослушает передаваемый знак. В этом случае у обучающегося будут укрепляться связи между звучанием знака и движениями руки для записи соответствующей буквы, цифры или знака препинания.

 Для лучшего запоминания звучания отдельных знаков рекомендуется  напевать отдельные буквы, цифры и знаки, а также подбирать слова, сходные по ритму с изучаемыми знаками.

 После изучения телеграфной азбуки наращивание скорости передачи и приёма достигается повседневной тренировкой.

 Юные радиолюбители, овладевшие передачей и приёмом телеграфной азбуки со скоростью 60 знаков в минуту, могут принять участие в соревновании радистов-операторов и сдать нормы на 3й спортивный разряд, получить классификационный билет и значок радиолюбителя-спортсмена 3-го разряда. Такие соревнования проводятся радиоклубами ДОСААФ (сейчас РОСТО), имеющимися почти во всех областных, краевых и республиканских центрах.

 Радиоклубы дают также консультацию по всем вопросам радиолюбительской работы.

     
  Главная АДКМ-2000 Профи FAQ Форум Скачать Ссылки Контакты  
Техническая поддержка    Copyright © 2005 ADKM-2000