Фёдор Иванович Бурдейный. "Изучайте телеграфную азбуку", 1957г.
Обучение слуховому
радиоприёму, также, как и обучение передаче ключом, можно
разделить на два основных этапа: первый этап - изучение знаков
телеграфной азбуки, второй этап - наращивание скорости
радиоприёма. Первый этап является этапом обучения и привития
навыка в выполнении следующих элементов, которые составляют
основу обучения слуховому радиоприёму:
- усвоении звучания знаков
телеграфной азбуки и запоминании их значения;
- записи принимаемых знаков
на лист бумаги.
Основной задачей первого
этапа является уверенный приём различных текстов со скоростью
30-40 знаков в минуту. Без выполнения этой задачи нельзя считать
первый этап обучения законченным, следовательно, нельзя
переходить к отработке задач второго этапа.
Второй этап является
этапом наращивания скорости слухового радиоприёма до 50-60
знаков в минуту и содержит отработку следующих основных
элементов:
- периодическое наращивание
и закрепление достигнутой скорости радиоприёма;
- привитие навыка в приёме
на память, а также в длительном приёме.
Слуховой радиоприём
представляет собой сложный комплекс действий, состоящий из
восприятия на слух знаков азбуки Морзе и записи их на бумаге в
виде букв и цифр. Постоянная закономерность точек, тире и
интервалов сохраняется в следующем соотношении:
- тире в три раза больше
точки;
- интервал между точками и
тире равен точке;
- интервал между знаками в
слове равен тире;
- интервал между словами
равен двум тире.
Размерность точек, тире и
интервалов между ними, а также интервалов между знаками и
словами непостоянна и может изменяться с изменением скорости
передачи текста. С уменьшением общей скорости передачи текста
продолжительность по времени звучания указанных элементов текста
и знака увеличивается. Однако относительные размеры всех
указанных элементов текста и знака при самых различных скоростях
передачи текста должны строго сохраняться, в противном случае
приём будет затруднён или просто невозможен.
Способность к восприятию,
запоминанию и воспроизведению знаков не является прирождённой, а
развивается в процессе обучения и на практической
работе. Наращивание скорости слухового приёма невозможно без
совершенствования навыков письма, поэтому необходимо добиваться
чёткости и быстроты написания букв и цифр с таким расчётом,
чтобы скорость письма значительно опережала достигнутую
обучающимся скорость приёма.
Изучение знаков
рекомендуется производить в следующем порядке:
- первая группа - А, Ф, Г,
С, Т;
- вторая группа - О, Б, З,
Д, У;
- третья группа - К, Р, П,
Е, М;
- четвёртая группа - Ц, Щ,
Й, Н, Ь;
- пятая группа - Э, И, Ж,
Ю, Ш, Л;
- шестая группа - В, Ы, Я,
Х, Ч, Ц;
- седьмая группа - 1, 3,
5, 7, 9;
- восьмая группа - 2, 4,
6, 8, 0;
- девятая группа - знаки
препинания;
Возможны и другие варианты
распределения азбуки, но во всех случаях необходимо исходить из
общего требования: не изучать одновременно сходно звучащие
знаки. Вначале прочно осваивается один знак сходной по звучанию
пары, затем приступают к изучению другого с тем, чтобы сходно
звучащие знаки не встречались в одном упражнении, пока один из
них не освоен при скорости передачи текста 40 знаков в минуту.
Это требование исходит из
физиологических особенностей восприятия звуковых комбинаций:
сходные по звучанию комбинации при одновременном их заучивании,
усваиваются дольше, чем при раздельном изучении.
Вначале изучения азбуки
интервалы между знаками делаются большими (общая скорость
передачи текста 25-30 знаков в минуту,
можно увеличить паузу с 3 до 9 и даже до 15 - АДКМ-2000 это
позволяет. Прим. О. Антонов), а затем они постепенно
сокращаются, чем достигается увеличение общей скорости передачи
текста.
Вначале каждый знак
изучается в отдельности, затем из 5-6 знаков составляется текст
и дальнейшее изучение знаков производится по тексту,
составленному из изучаемых и ранее изученных знаков.
Каждую букву обучающийся
должен писать только после того, как он полностью прослушает
передаваемый знак. В этом случае у обучающегося будут
укрепляться связи между звучанием знака и движениями руки для
записи соответствующей буквы, цифры или знака препинания.
Для лучшего запоминания
звучания отдельных знаков рекомендуется напевать отдельные
буквы, цифры и знаки, а также подбирать слова, сходные по ритму
с изучаемыми знаками.
После изучения телеграфной
азбуки наращивание скорости передачи и приёма достигается
повседневной тренировкой.
Юные радиолюбители,
овладевшие передачей и приёмом телеграфной азбуки со скоростью
60 знаков в минуту, могут принять участие в соревновании
радистов-операторов и сдать нормы на 3й спортивный разряд,
получить классификационный билет и значок
радиолюбителя-спортсмена 3-го разряда. Такие соревнования
проводятся радиоклубами ДОСААФ (сейчас РОСТО), имеющимися почти
во всех областных, краевых и республиканских центрах.
Радиоклубы дают также
консультацию по всем вопросам радиолюбительской работы.
|